|
Лувр, Эйфелева башня, Собор Парижской богоматери, Пантеон, Сакре-Кёр – всё это не только парижские достопримечательности. Всё это, кроме прочего,
является частью мировой культуры и историческими памятниками первой величины. Но постепенно в этот список начинают проникать более современные
достопримечательности, появившиеся в Париже во второй половине XX века: Центр Помпиду, башня Монпарнас,
парк Ла-Виллет. Будут ли в топе объекты, которые открыли во французской столице в XXI веке? Не сомневайтесь, обязательно будут. При составлении
рейтинга самых интересных и популярных достопримечательностей, появившихся в Париже за последние 20 лет, Топград столкнулся только
с одним существенным нюансом: добрая половина таких объектов расположилась в деловом районе столицы Франции – Дефансе. Здесь есть и станции метрополитена,
расположен он всего в 6 км от центра, там предпочитают жить большинство знаменитостей. Но это не Париж! Земля Дефанса – это территория многочисленных пригородов
французской столицы – Нантера, Пюто, Курбевуа и других. Но на территории самого Парижа за последние годы тоже появилось много чего интересненького…
 
 
Первое место в рейтинге самых интересных и популярных объектов, появившихся в Париже в XXI веке, занимает здание Фонда Луи Виттона. В нём после торжественного открытия
27 октября 2014 года разместился музей современного искусства. Автор проекта этого великолепного здания Фрэнк Гери создал необычную конструкцию, которая по факту
является крышей. Она выполнена в виде 12-ти парусов, изготовленных из стальных и деревянных балок. Если смотреть издалека, музей напоминает огромный айсберг или парусник,
который движется в океане. Дополняет ансамбль небольшое озеро, расположенное рядом с музеем. Если посмотреть с правильного угла, то кажется, что здание плывет по водной глади.
Стеклянные поверхности отлично блестят на солнце, создавая поразительный образ. Музей был построен на территории Булонского леса и отлично вписался в природную красоту. Интересно,
что при проектировании здания использовалось современное компьютерное моделирование. С помощью программы были рассчитаны все детали конструкции. Поэтому каждый из 12 парусов имеет
выпуклые формы и не имеет углов. Общая площадь здания составила порядка 13,5 тысяч метров. Стоимость строительства – 790 миллионов ЕВРО (по курсу – почти 1 миллиард долларов США).
 
 
На втором месте нашего рейтинга – музей на набережной Бранли, торжественно открытый в Париже 23 июня 2006 года. Он собрал в своей коллекции образцы традиционного искусства
народов Африки, Азии, Океании и Америки. Музей носит имя Жака Ширака и проигрывает по своей величине только Лувру и Орсе. Проект строительства этой новой парижской
достопримечательности был реализован известным французским архитектором Жаном Нувелем. Здание имеет простую геометрическую форму, напоминающую вытянутую коробку
длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли её поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке. Главный вход в музей ведёт
в просторное фойе, из которого посетители под тихий рокот тамтамов, бубнов и других ударных инструментов по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции.
В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов, или длинных переходов между ними. Все 5 тысяч квадратных метров экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом.
Огромный зал длиной 200 метров разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы. Стены здания оплетены вечнозелёными растениями, которые, как правило,
произрастают в южных странах. "Живая стена" была спроектирована и высажена Жилем Клеменом и Патриком Бланом. В дополнение к огромным выставочным залам,
музей на набережной Бранли может похвастаться великолепным садом, который содержит 169 деревьев и 72 тысяч растений. Нувель увеличил размер территории выделенной под сад
до 17500 квадратных метров и создал полную противоположность традиционного французского формального сада. Стоимость строительства – 232 миллиона ЕВРО.
 
 
Третье место в рейтинге самых интересных и популярных достопримечательностей, появившихся во французской столице в XXI веке, разделили новые здания Филармонии и Дворца Правосудия.
 
Первое из них было торжественно открыто 14 января 2015 года в парке Ла-Виллет. Новая филармония – это гигантский многофункциональный комплекс, построенный по проекту Жана Нувеля,
площадью 20 000 квадратных метров. Помимо главного концертного зала, рассчитанного на 2400 человек, она включает в себя пять больших репетиционных аудиторий, 10 комнат
для индивидуальной подготовки музыкантов, необходимое количество гримерных. К концертному ядру примыкает образовательный центр с библиотекой, музеем, классами для детей и прочее.
Внутри филармонии есть выставочный зал на 800 квадратных метров. Отдельно надо сказать о главном концертном зале и его сложной акустике, над которой работали четыре команды инженеров
под руководством Гарольда Маршалла из Новой Зеландии и Ясухисы Тойоты из Японии. В зале нет ни одного прямого угла, он похож на внутренности сильно помятого бейсбольного мяча.
Оркестровая яма располагается в центре зрительской аудитории. Балкон, амфитеатр, ложа – все имеет неправильную асимметричную форму. Зал спроектирован так,
что от любого зрительского кресла до оркестра расстояние не более 32 метров, что абсолютный рекорд. Стены отделаны рельефными деревянными панелями, под потолком закреплены объекты,
похожие на проекции облаков. Такая конфигурация позволяет звуку не только напрямую достигать ушей зрителей, но и отражаться от стен и снова вливаться в уши. В филармонии установлена
оригинальная система звонков. На всех этажах, в холлах под потолком закреплены тысячи металлических пластинок. Когда надо давать звонок, на них подают воздух под давлением
и пластинки звенят, как колокольчики в волшебном лесу. Под стать интерьерным чудесам внешняя оболочка. Здание облицовано 200 тысячами фигурными плитками, которые похожи на птичек.
Их делали по семи разным шаблонам, они имеют не только разную форму, но и цвет. Общий силуэт здания – вздыбившаяся как после землетрясения оболочка Земли, вырвавшаяся наружу
и застывшая магма. По замыслу образ должен был быть метафорой мятежной музыки. Конечная стоимость объекта составила 386 миллионов ЕВРО.
 
Новое здание Дворца правосудия было торжественно открыто 16 апреля 2018 года. Автор амбициозного проекта здания высотой 160 метров – итальянский архитектор Ренцо Пьяно.
Получилась башня шириной 35 метров, состоящая из четырех уменьшающихся прямоугольных объемов. Перед архитектором стояла сложная задача: построить здание площадью 120 000 квадратных метров,
которое при этом не испортит облик города. Для этого его полностью покрыли стеклом, а первый нижний объем сделали высотой 27 метров, чтобы он подчеркивал общую высоту османской застройки Парижа.
Стеклянная башня растворяется в небе, одновременно с этим становясь символом прозрачности французского правосудия. На крышах и фасадах зданий установлены солнечные панели, а под парком находится
геотермальная система теплоснабжения, сокращающая энергию для нагрева воды. Нижнее длинное и низкое наземное здание спроектировано как пьедестал для остальных трех высотных уровней.
Внутренне пространство "пьедестала" площадью около 5,5 тысяч квадратных метров разделено на три атриума с комнатами для 50 рабочих приемных столов для быстрого обслуживания посетителей.
Каждый блок небоскреба разделен ландшафтными крышами, засаженными деревьями и растительностью. Новое здание объединило различные юридические структуры, которые ранее были разбросаны по всему городу.
В первом высоком "блоке" — магистраты, во втором – прокуроры и в третьем – председательствующие судьи.
 
 
Четвёртое место нашего рейтинга разделили Форум де Аль и новая штаб-квартира Фонда Жерома Сейду-Патэ.
 
Первый из них был торжественно открыт в районе Бобур 5 апреля 2016 года на том самом месте, где на протяжении многих веков шумел и бурлил рынок Ле Аль.
Этот старый рыночный квартал в центре Парижа, который французский писатель Эмиль Золя когда-то назвал «чревом», известен как место с дурной репутацией.
Жителям столицы никогда не нравился торговый центр, появившийся там в начале 1970-х годов, а туристы приходили в ужас от количества пассажиров
на станции метро Шатле — Ле-Аль, где сходятся сразу несколько линий. Чтобы всё это изменить, у архитектора Патрика Берже возникла идея
сделать изогнутую крышу из 18 000 стеклянных пластин, которые, подобно густой листве, пропускают ветер, но защищают от дождя. Бежевый цвет стекла
обеспечит эффект, функционирующий также при типичном для Парижа сером небе. Подземный город остался, но подвергся капитальному ремонту.
Под навесом на пяти уровнях расположились 250 магазинов, бутиков, кинотеатр, бассейн, медиатека, студии для любителей музыки и центр La Place,
посвященный культуре хип-хопа. Два крыла разместились вокруг внутреннего двора — нового сердца Ле-Аль, здесь теперь проходят концерты, которые можно послушать,
сидя за столиком в ресторане. В подземной части находится торговый центр и важнейший транспортный узел Chatelet, соединяющий пять веток метро и три линии RER
— пригородных поездов. Стоимость строительства – более 1 миллиарда ЕВРО (по курсу – более 1 138 миллионов долларов США).
 
9 сентября 2014 года посреди одного из исторических кварталов в 13-м округе Парижа было торжественно открыто крайне необычное здание, в котором расположился
главный офис фонда культурного наследия французской киностудии Жерома Сейду-Патэ. Спереди оно практически ничем не выбивается из фасадов рядом стоящих построек XIX века,
а сзади представляет собой монолитную конструкцию, напоминающую спину гигантского броненосца. Согласно замыслу архитектора, лауреата Притцкеровской премии Ренцо Пиано,
здание сочетает в себе историческое прошлое Парижа и его футуристическое будущее. Особую трудность представляла необходимость работы в очень тесном историческом контексте:
участок расположен в центре квартала времен барона Османа, и даже доставлять туда стройматериалы приходилось не иначе, как через портал фасада шириной всего 5 метров.
Сразу за историческим фасадом устроен стеклянный входной корпус, откуда посетители попадают в основное здание. Его остекленный первый этаж меньше по площади, чем следующие,
что позволило выделить больше пространства под небольшой сад с березами. Основа крыши здания состоит из деревянных и металлических каркасов, которые поддерживают слой
изогнутых стекол, образующих форму здания. Прозрачный верх обеспечивает естественное освещение помещений фонда. В стеклянном атриуме расположились офисы. На нижних ярусах
можно увидеть выставочные залы, а также кинотеатр на 70 мест. Их цель — способствовать сохранению наследия киностудии Патэ.
|
 
|
|
 
 
|
|
Сразу три объекта занимают пятое место в рейтинге самых интересных и популярных достопримечательностей Париже, которые появились в XXI веке.
 
13 июля 2006 года в юго-восточной части города был торжественно открыт 304-метровый мост Симоны де Бовуар. Он предназначен только для пешеходов и велосипедистов.
На территории Парижа это четвёртый пешеходный и 37-ой мост через Сену. Как в веревочных мостах, здесь конструкция и пешеходная зона слились в одно целое,
поэтому волнообразное движение конструктивных кривых отражено в линии палуб пешеходной зоны: центрального променада (шириной от 6 до 12 метров) и двух боковых
(шириной 3 метров). Две пересекающиеся дуги перекинуты с одного берега на другой – никаких опор, никаких пауз, одно непрерывное плавное движение.
190-метровый пролет парит над Сеной безо всякой опоры на пилоны. Издали конструкция моста напоминает линзу, которую образуют две дважды пересекающиеся дуги.
За этот игривый композиционный прием мост сразу же получил прозвище – "лупа". Благодаря разноуровневым входам и лифтам мост связал четыре пространства: две набережные,
террасу парка Берси и площадь перед Национальной библиотекой. С верхнего яруса двухэтажного моста открывается вид на исторический центр Парижа,
а с нижнего – панорама реки.
 
Также на пятом месте нашего рейтинга расположился 10-этажный жилой дом, торжественно открытый в 17-ом районе Парижа 1 октября 2004 года. Его фасад похож
на большую цветущую стену. 380 больших клумб расположены с трех сторон здания, потому весь многоквартирный дом кажется гигантской выставкой растений.
Здание под названием “Цветочная Башня” было спроектировано Эдуардом Франсуа. Горшки из облегчённого бетона фиксируются к балконам и подпитываются
автоматической системой полива, чтобы гарантировать их благоухание в любую погоду, даже при отсутствии хозяев. Для озеленения был выбран преимущественно бамбук,
потому что это выносливое и быстро растущее растение. Еще одной причиной такого выбора стало то, что это растение шумит на ветру. Якобы это вызывает
у жильцов такое ощущение, будто бы они живут в диком лесу. У входа - разноцветные почтовые ящики жителей. Здесь нет вестибюля как такового,
а есть простая веранда со стеклянным лифтом. Это позволяет поддерживать визуальный контакт с природой и видеть перед собой сад и горшки с растениями.
 
Третьим объектом, расположившимся на пятом месте нашего рейтинга, стал российский православный культурно-духовный центр, торжественно открытый
на набережной Бранли 19 октября 2016 года. Ансамбль состоит из четырех зданий, несомненной жемчужиной которого является увенчанный пятью золотыми куполами
храм Святой Троицы. Ему отведена роль стать кафедральным собором Корсунской Епархии Русской православной церкви, объединяющей приходы во Франции, Швейцарии,
Испании, Португалии. Стены выполнены из бургундского камня — из такого же построен Нотр-Дам-де-Пари. Удачная идея оформления фасада с использованием
73-х профилей камня, произвела уникальный эффект: преломление лучей на стенах в разное время суток приводит к изменению цветовой палитры здания.
Архитекторам удалось при соблюдении православных канонов гармонично вписать кафедральный собор в современный стиль престижного парижского района.
В трех других зданиях разместились конференц-зал, площади для проведения выставок и прочих мероприятий, служебные помещения секретариата Корсунской епархии,
группы культуры посольства РФ во Франции. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.
Стоимость строительства – около 168 миллионов ЕВРО (с учётом выкупа земельного участка).
 
 
На шестом месте рейтинга самых интересных и популярных достопримечательностей Парижа, появившихся в XXI веке, разместились три скульптурные композиции.
Одна из них, кстати, опять связана с Россией. С неё и начнём.
 
21 июня 2011 года вблизи моста Александра III и дворца Гран-Пале был торжественно открыт памятник героям Русского экспедиционного корпуса.
Созданная Владимиром и Данилой Суровцевыми бронзовая скульптурная композиция состоит из статуй молодого казачьего офицера и лошади.
Русский воин изображен одетым в летнюю военную форму, стоящим в спокойной позе с устремленным вдаль взглядом. В его правой руке зажат
военный французский головной убор, но с российским двуглавым орлом. Фигура донского жеребца размещена слева от офицера.
Конь склонил голову к роднику, как будто собираясь напиться воды. Пьедестал памятника воздвигнут по проекту Владимира и Олега Сягиных.
На бронзовом основании монумента отлита надпись на русском языке «Памяти воинов Русского экспедиционного корпуса, сражавшихся на полях Франции
в 1916-1918 годах». В сентябре 1916-го года Русский экспедиционный корпус остановил немецкие войска у города Реймса и защитил один
из национальных символов Франции – Кафедральный Собор, в котором с XII века короновались французские короли. Французский маршал Фош говорил,
что Франция не была стерта с лица Европы благодаря мужеству русских солдат.
 
Две другие скульптурные композиции, вошедшие в наш рейтинг, появились в Париже совсем недавно.
 
4 октября 2019 года в столице Франции прошло торжественное открытие 12-метровой скульптуры Джеффа Кунса "Букет тюльпанов".
Она изображает руку, которая держит букет из 11 воздушных шаров. Монумент заказала бывший посол США во Франции Джейн Хартли в 2016 году, чтобы выразить
поддержку парижанам после терактов, произошедших в ноябре 2015-го. Произведение искусства посвящено памяти 130 погибших в 2015 году при атаках запрещенного
в РФ "Исламского государства" на рестораны, кафе, стадион и концертный зал "Bataclan" в столице Франции. Предполагалось, что работа будет установлена
во дворе музея Пале-де-Токио. Однако против этого выступили местные жители и французские художники. После продолжительных споров "Букет тюльпанов"
было решено разместить в менее людном месте — неподалеку от Малого дворца. Деньги, которые художник получит от продажи авторских прав на скульптуру,
были направлены в фонды, помогающие жертвам терактов.
 
23 января 2020 года в столице Франции был торжественно открыт памятник знаменитому автору комиксов Рене Госинни.
Трёхметровая, бронзовая статуя была установлена в парке в XVI округе, недалеко от дома, где он жил. Фигура сценариста комиксов отныне стоит на тумбе-библиотеке,
в которую помещены его самые известные книги. Скульптор Себастьян Ланглуа поместил вокруг фигуры Госинни четверых созданных им культовых персонажей.
Астерикс сидит на его ладони, маленький Николя — на плече, из кармана пиджака выглядывает фигурка Изноугуда, придуманного вместе с художником Табари.
Наконец, возле ног бронзового Госинни примостился Счастливчик Люк.
|
 
|
|
 
|